Вокруг да около стенографии

(не путать со стеганографией, о которой был пост раньше)

Введение

В школьные годы я очень не любил диктанты. С грамотностью у меня проблем обычно не бывало, но я с большим трудом успевал водить ручкой по бумаге. Ни крупным почерком, ни мелким, у меня никогда не получалось писать быстро.
ыеупфтщ
Позднее, на мат.анализе я ухватился за идею кванторов (каждый), (существует) и ! (единственный) не столько за их способность формализовано передавать смысл утверждения, а за то, что позволяют писать конспект компактнее, то есть быстрее.

Я слышал, что есть техника, которая могла бы мне помочь писать быстрее — стенографирование. Но я был почему-то уверен, что она про то, что надо сокращать слова, и относился к ней без должного внимания.
Я и без того наследник великой традиции аббревиатур, доставшийся мне в моей ГБОУ СОШ, ну что ещё вы можете мне предложить?!

А тут в десятистраничном предисловии к «Пигмалиону» говорилось про сразу несколько систем стенографии, причём так, словно это что-то серьёзное — и я решил, наконец, поглядеть на них.

Во-первых, это красиво да. Серьёзное. Стенография — это прям настоящая альтернативная письменность для языка.

Систем скорописи много, они разные, и затрагивают они далеко не только сокращения. Причём в разных языках даже на базе латиницы используются совсем различные системы. Хуже! В рамках одного лишь английского языка, есть полдюжины систем быстрой записи текста.

Разблокировано воспоминание: во времена чтения Властелина колец у меня был свой секретный алфавит для ведения личного дневника. Но писать этими буквами было сложнее и медленнее, чем на обычной кириллице.

Использование фонетического принципа

Сейчас получила распространение алфавитная скоропись (см. про Teeline ниже), в которой орфографию пытаются соблюдать хотя бы частично.
Но чаще всего стенография работает на фонетическом принципе: что слышится, то и пишется… Что само по себе делает её прекрасным инструментом для написания диктантов ;-).

Гласные в стенографии порой опускаются (абджажное письмо, как в иврите; порицаю.
Часто употребимые слова имеют собственные знаки. А буквы в большинстве случаев совсем непохожи на стандартную латиницу/кириллицу.
Неудивительно, что в английском языке стенография имела широкое распространение, учитывая серьёзное рассогласование между написанием и произношением слов, а также вычурными способами писать простые звуки, типа -ough- вместо -o-.

Типы шрифтов

По шрифту есть два основных типа систем скорописи:

Эти два примера записи фразы

All human beings are born free and equal in dignity and rights. They are endowed with reason and conscience and should act towards one another in a spirit of brotherhood.
(Article 1 of the Universal Declaration of Human Rights)

я позаимствовал cо здоровенного сайта про разные письменности.

Стенография сегодня

Говорят, 1-го апреля 2018 стенографистов исключили из российского кодификатора профессий, но я не уверен, не шутка ли это.

Даже несмотря на развитие технологий распознавания речи (ASR), проблема быстрого письма никуда не делась. И в рукописной записи, и в печатной.

Некоторое время назад системы Грегга и Питмана в UK уступили место вышеупомянутой Teeline (пример на следующей картинке). Для прохождения аккредитации NCTJ журналисты до сих пор должны учиться этому методу стенографии и писать от 60 слов в минуту, а в норме — и все 100:

Чему я удивлён — так это низкой распространённости медицинской стенографии (хотя тироновы значки для быстрой записи латыни когда-то вполне себе использовались). Удобочитаемость почерка и так не является сильной стороной врачей, так что терять нечего.

Стенотипирование

Действительно ли это нужно журналистам, когда есть диктофоны и ASR, я не уверен.
Но вот лекции от руки писать точно гораздо полезнее, чем прогонять, через распознавалку речи (ибо цель не в получении текста, а в процессе его написания).
У меня, правда, было несколько знакомых, которые умудрялись с компа конспектировать математические лекции прямо в LaTeX. Не представляю, как они это делали.

Но кстати, существует digital-аналог стенографирования: стенотипирование. Для него есть даже специальные «аккордовые клавиатуры», на которых печатают текст не по одной букве за раз: на ней нужно зажимать одновременно по несколько клавиш, а в ответ она выплёвывает целые куски текста. В некоторых судах секретари ведут протокол заседания при помощи таких машинок. Вот бы работники почты «Блиц, скорость без границ» умели хоть на 10% от этого…

Writing, Slow and Fast

Я сам не очень быстро печатаю. Но думаю я ещё медленнее. Имхо, скорость письма и скорость мышления должны быть синхронизованы.
Тут как со скорочтением: быстро проскользить текст глазами, чтобы найти нужное можно. А понять, а тем более прочувствовать его быстро — невозможно.

Давным-давно я делился, что сложнее всего в обучении программированию мне даётся работа с людьми, которые не умеют пользоваться клавиатурой (и это мои ровесники!). Вы уже обсудили, что надо сделать. И ты ждёшь и ждёшь, и ждёшь и ждёшь, и… — пока студент напишет свою строчку кода, получит обратную связь и вы сможете её обсудить. Когда мысль бежит далеко впереди пальцев, ей приходится заниматься челночным бегом, и это очень беспокойное занятие.

Ничего, когда-нибудь нейроинтерфейсы позволят выгружать тексты из мозга напрямую на экран — и тут-то мы увидим, реальную скорость мышления (и это будет гораздо, гораздо меньше 100 words per minute ;-))

Стенография и лингвистика

Стенография имеет кое-какие связи с лингвистикой.

Во-первых, очевидно, лингвистике приходилось изучать древние тексты написанные стенографическим письмом. Типа тех самых тироновых значков.

Во-вторых, стенографическая система Дюплойе некоторое время использовалась в качестве основной письменности чинуков. Но об этом ниже.

Во-третьих, история международного фонетического алфавита восходит в частности к сэру Айзеку Питману, который разработал ту самую питмановскую систему (и об этом тоже ниже).

Duployan shorthand

Среди стенографических алфавитов система Дюплойе (Duployan shorthand) занимает особое положение.
(картинка утащена с reddit-а)

Это единственный вид стенографии, который был задеплоен в Unicode.
Почему так? Потому что стенография считается рукописью, а в юникоде приоритет имеют печатные письменности (про непечатные символы печатного юникода я уже писал).

Но почему тогда Duployan в юникоде?! А потому что стенография Дюплойе стала первичной письменностью чинукского жаргона — пиджина на базе чинукского языка. Например, на ней издавалась миссионерская газета Камлупс Вава — и это делает эту стенографическую систему печатной. А значит, интересной для юникода.

История IPA и герои Бернарда Шоу

У международного фонетического алфавита длинная история. Но у её истоков тот самый Питман. Следите за руками.

Как вы помните, питмановская стенография, была фонетической. Айзек Питман вообще придавал фонетике более значения, чем орфографии, и призывал к реформе английского языка.

А знаете, кто ещё призывал к реформе английского языка? Гитлер! Бернард Шоу! В честь него даже алфавит создали.

Питман, судя по всему, уникальный был персонаж. Например, он одним из первых в мире начал проводить дистанционные уроки, рассылая открытки с заданиями и отправляя проверенные работы обратно.

Питман не только языком умел работать (хотя делать это он был обязан профессионально), так что на пару с Александром Джоном Элисом они создали английский фонотипический алфавит.

А Элис, как и многие в те времена, вращал буквы. Пара символов ə, ɔ для обозначения английской фонетики взялись путём переворачивания обычных букв: благодаря этому не надо было отливать новые литеры.

Вслед за ними Александр Мелвилл Белл (отец Александра Белла — того, что телефон изобрёл) сделал универсальный фонетический алфавит Visible Speech, в котором каждый символ алфавита показывает, как расположены элементы артикуляционного аппарата при произношении описываемого этим символом звука.
Как подсказывает @alexshpilkin, буквы корейского хангыля устроены по тому же принципу.

Вдохновившись Беллом и самим собой, всё тот же Эллис сделал новый фонетический алфавит Palæotype.

Что привело Генри Суита к разработке ромического алфавита (не уверен, что правильно перевёл его название).

От которого уже пошёл IPA (МФА) — International Phonetic Alphabet.
Кстати, могли бы из уважения к своему же алфавиту назвать его IFA — Fonetical же! Но любовь к ипе перевесила.

Генри Суит (с отдельными чертами А.Эллиса и А.М.Белла), прославившийся вздорным характером, стал прототипом Хиггинса в «Пигмалионе». И, судя по всему, Бернарда Шоу вообще очень увлекла разворачивающаяся в конце 19-го — начале 20-го века тематика фонетического подхода к изучению языков и научению языкам.

Ну и меня, похоже, тоже увлекла… Как со мной часто бывает, я прочитал какие-то 10 страниц пьесы — и на два дня угодил в ловушку всемирной паутины, пытаясь отследить куда идут разные ниточки. Вот поэтому я читаю гораздо меньше книг, особенно художественных, чем мне хотелось бы.