Почему люди учатся

Почему люди учатся:

  • их заставляет:
    • государство
    • родители
    • работодатель
  • добровольно:
    • откосить от армии
    • получить корочку
    • социальный статус
    • материальный статус
    • поменять профессию
    • для удовольствия
    • ради знаний/навыков

Ed-tech работает с

  • социальным статусом
  • материальным статусом
    Но там большая конкуренция. Возможно, я не стремлюсь в эдтех, а стремлюсь в эд

Те, кто идёт за знаниями и те, кто идёт учиться ради удовольствия хотят и готовы к разному уровню жести


Преподаватель и оценщик. Две роли — два человека

Разделение преподавания на два учителя: который учит и который оценивает
* нужны ли оценки вообще? итоговые и промежуточные
* оценки бывают не в виде цифр, а просто в виде слов «ну ты не постарался» или «ты молодец»


типы учеников и преподавателей

Есть n типов учеников, k типов учителей, l типов методик преподавания + (и ещё влияние среды, т.е. взаимодействия между учениками) — и они все плохо мэтчатся. Революцией в образовании было бы выяснить, какие типы есть, и научиться сортировать учеников/учителей на типы. Например, одним проще слушать, другим проще читать.


Чему ученик учится на самом деле, когда учится

Что такое «учиться» как процесс? Мы можем сказать только, как это выглядит в академической области учёбы: ученик делает одну из 4 вещей: слушает, читает, пишет или говорит. + есть практика (делает руками)
Я бы ещё добавил: чётко формулировать, что ты хочешь получить (см.рассуждение про вайбкодинг).

  • Начальная школа учит самим этим действиям: сидеть на попе ровно и слушать, читать, писать, говорить
  • Средняя школа делает вид, будто учит тебя предметам, но на самом деле тренирует тебя этим навыкам
  • Следующая ступень: использовать эти навыки для получения профессии
  • Нужно сохранять баланс между этими 4 навыками

Про неумение читать: неумение решать текстовые задачи + задание на чтение-отвечание-на-вопросы на IELTS

См. также Чему учится ученик на уроке? Не тому, чему вы думаете


школьное образование построено на насилии (оценки, вербальная агрессия, …). Учителя — мастера мягкого насилия. В онлайне это перестало работать.
vs
с ИИ-учителем ты не строишь отношения (насилие — один из инструментов отношений)

  • мотивация в онлайне не работает.
    • почему я ушёл из иогена. Потому что мне нужно заниматься чем-то, с кем-то, для кого-то

Устный ответ у доски почти пропал как жанр, а жаль


Женя каждую задачу конспектировал/резюмировал на одну страницу даже после того как решил, чтобы «понять», как он это решил


Я отношусь к шахматам как к задаче, а не как к искусству, а многие относятся к математике как к логической задаче, тогда как для меня это скорее уже искусство с паттернами

мысль пришла из того, как военные обучают

первичный бульон → Знания → Умения → Навыки.
схема для эффективного быстрого обучения толпы людей набору каких-то вещей.
умение — качественное решение, в какой-то момент становится скучно
навык — умение доведенное до автоматизма (без мозга, совсем без ошибок, т.е. стабильно, быстро, результат возникает «сам собой»; «мастерство не пропьёшь»), возникает, если перебороть скуку; бывает и так, что навык формируется неправильно

затраты сил/полезность у этапов разная: Знания (10% времени, 80% полезности) — Умения (20% времени, 15% полезности) — Навыки (70% времени, 5% полезности)

«Понимание» остаётся вообще вне схемы ЗУН, оно тут не требуется.

Часто на этапе знаний или умений можно остановиться, не доводя до навыка. Что-то из учебной программы не нужно доводить до состояния навыка. Навык работает как сверхспобность, но долго развивается. Поэтом может окупиться, а может и нет (если человек не часто использует полученный навык)
Раньше всякие вычислительные операции стремились доводить до навыка, сейчас это уже неактуально, но в учебной программе осталось
Разные студенты идут с разной скоростью, поэтому остаются на разных уровнях при одинаковых затратах усилий

как печать на клавиатуре — навык для програмимрования, быстрая печать — это как сверхспособность