Почему люди учатся
Почему люди учатся:
- их заставляет:
- государство
- родители
- работодатель
- добровольно:
- откосить от армии
- получить корочку
- социальный статус
- материальный статус
- поменять профессию
- для удовольствия
- ради знаний/навыков
Ed-tech работает с
- социальным статусом
- материальным статусом
Но там большая конкуренция. Возможно, я не стремлюсь в эдтех, а стремлюсь в эд
Те, кто идёт за знаниями и те, кто идёт учиться ради удовольствия хотят и готовы к разному уровню жести
Преподаватель и оценщик. Две роли — два человека
Разделение преподавания на два учителя: который учит и который оценивает
* нужны ли оценки вообще? итоговые и промежуточные
* оценки бывают не в виде цифр, а просто в виде слов «ну ты не постарался» или «ты молодец»
типы учеников и преподавателей
Есть n типов учеников, k типов учителей, l типов методик преподавания + (и ещё влияние среды, т.е. взаимодействия между учениками) — и они все плохо мэтчатся. Революцией в образовании было бы выяснить, какие типы есть, и научиться сортировать учеников/учителей на типы. Например, одним проще слушать, другим проще читать.
Чему ученик учится на самом деле, когда учится
Что такое «учиться» как процесс? Мы можем сказать только, как это выглядит в академической области учёбы: ученик делает одну из 4 вещей: слушает, читает, пишет или говорит. + есть практика (делает руками)
Я бы ещё добавил: чётко формулировать, что ты хочешь получить (см.рассуждение про вайбкодинг).
- Начальная школа учит самим этим действиям: сидеть на попе ровно и слушать, читать, писать, говорить
- Средняя школа делает вид, будто учит тебя предметам, но на самом деле тренирует тебя этим навыкам
- Следующая ступень: использовать эти навыки для получения профессии
- Нужно сохранять баланс между этими 4 навыками
Про неумение читать: неумение решать текстовые задачи + задание на чтение-отвечание-на-вопросы на IELTS
См. также Чему учится ученик на уроке? Не тому, чему вы думаете
школьное образование построено на насилии (оценки, вербальная агрессия, …). Учителя — мастера мягкого насилия. В онлайне это перестало работать.
vs
с ИИ-учителем ты не строишь отношения (насилие — один из инструментов отношений)
- мотивация в онлайне не работает.
- почему я ушёл из иогена. Потому что мне нужно заниматься чем-то, с кем-то, для кого-то
Устный ответ у доски почти пропал как жанр, а жаль
Женя каждую задачу конспектировал/резюмировал на одну страницу даже после того как решил, чтобы «понять», как он это решил
Я отношусь к шахматам как к задаче, а не как к искусству, а многие относятся к математике как к логической задаче, тогда как для меня это скорее уже искусство с паттернами
…
мысль пришла из того, как военные обучают
первичный бульон → Знания → Умения → Навыки.
схема для эффективного быстрого обучения толпы людей набору каких-то вещей.
умение — качественное решение, в какой-то момент становится скучно
навык — умение доведенное до автоматизма (без мозга, совсем без ошибок, т.е. стабильно, быстро, результат возникает «сам собой»; «мастерство не пропьёшь»), возникает, если перебороть скуку; бывает и так, что навык формируется неправильно
затраты сил/полезность у этапов разная: Знания (10% времени, 80% полезности) — Умения (20% времени, 15% полезности) — Навыки (70% времени, 5% полезности)
«Понимание» остаётся вообще вне схемы ЗУН, оно тут не требуется.
Часто на этапе знаний или умений можно остановиться, не доводя до навыка. Что-то из учебной программы не нужно доводить до состояния навыка. Навык работает как сверхспобность, но долго развивается. Поэтом может окупиться, а может и нет (если человек не часто использует полученный навык)
Раньше всякие вычислительные операции стремились доводить до навыка, сейчас это уже неактуально, но в учебной программе осталось
Разные студенты идут с разной скоростью, поэтому остаются на разных уровнях при одинаковых затратах усилий
как печать на клавиатуре — навык для програмимрования, быстрая печать — это как сверхспособность