Чему учится ученик на уроке? Не тому, чему вы думаете
Чем ученик во время занятия занимается, тому он и учится.
— Если он слушает — он учится слушать.
— Если он смотрит на доску — он учится смотреть на доску.
— Если делает записи — он учится конспектировать.
— А если переписывает с доски — он учится… правильно, переписывать с доски.
А теперь вопрос: чему на самом деле учатся те, кто ко мне приходят?
Продолжаю серию эссе о “развитии навыка”. Эта часть далась мне очень сложно… буквально рождалась 20 дней в муках. Постоянно возвращался и перечитывал свои заметки, работы Выготского, Гальперина, наши с Максом переписки в чате, и пересматривал старые идеи. В итоге, мне удалось описать ключевой педагогический принцип, на котором я строю занятия в школе, университете и на наших авторских курсах.
Если мне удалось передать смысл основного и второстепенного действия, то можно иначе посмотреть как на смысл урока, так и на смысл посещения школы детьми.
Один из комментариев в личку об эссе:
Ещё не дочитал, но возможно впервые задумался, что школа — это (едрить её) система обучения. И чтобы ученик освоил один из предметов, он ещё изучает и остальные. Будто учить последовательно даст меньше эффекта, чем параллельно. Тут что-то про эмерджентность. Почему-то не думал об этом раньше. Как-то раскрывает взгляд на другие твои эссе с идеей учить всех, учить всему и научить. Если оно так, то отдельные интернет-курсы никогда не заменят школу именно поэтому.
В эссе — о том, почему деятельность ученика важнее содержания, и какие свойства учебной деятельности делают обучение глубоким, эффективным и… реальным, что ли …
Первые эссе серии:
– Что значит научиться чему-то? Научиться по-настоящему
– Освоение сложного навыка – это …
– Значимость действия в контексте освоения навыка
– Дихотомия действие – наблюдение в отношении значимого действия