Давай сначала расскажу про мой трек (извини, получилось прямо полотно текста), а потом попытаюсь на какую-то концептуализацию выйти.
И сразу скажу, что у меня это такая попытка «чтения мыслей», потому что я очень мало знаю про твою ситуацию, и потому рассказываю всё, что пришло на ум по ассоциации. Так что извини, если тут будут штуки совсем не в тему. И спрашивай, если хочешь про что-то другое проговорить, что я не написал или написал непонятно/мало.
У меня довольно большой опыт скачек между областями знаний и институциями. Так получилось, что почти нет областей знания, в которых я не мог бы найти что-то мне интересное.
При этом школу я, как ни странно, не менял ни разу в жизни, зато менял факультеты.
В школе мне нравилось программирование. Где-то с 6-го класса (когда я начал наконец понимать, чему нас учили год до этого) до 10-го. А в 11-ом мне уже не нравилось заниматься IT и я даже не рассматривал факультеты связанные с ним.
При этом после 8-го класса на летней школе я наконец понял, что математика бывает не только школьная, но ещё и интересная (ну и физическое моделирование с летней школы мне тоже зашло и помогло понимать механику в дальнейшем).
Но несмотря на любовь к математике в олимпиадах я почти не участвовал (ну кроме какого-нибудь турнира городов); они тогда не были популярны, да и не умел я решать такие задачки.
В общем, IT мне был уже неинтересен, так что я поступал на математику с физикой (без физики тоже думал, но подумал, что мне физики будет не хватать). Никакие аргументы, кроме «мне интересно» — типа прикладной полезности, честно говоря, меня вообще не волновали. И слава богу!
При этом я целился непременно на физтех. И в первый год я туда не поступил. В итоге я год проучился в мифи (благо, мне к окончанию школы только исполнилось 15, так что пространство для манёвра было). Потом перепоступил на физтех, снова на первый курс, правда на новый факультет ФНТИ, при Курчатнике. И думаю, что это было неплохое решение. Условно 50% плохих препов превратилось в 25%. Но главное, на физтехе совсем другой вайб, куда меньше дисциплины и больше крутых студентов, с которыми можно быть on par. Правда, пока я учился в мифи у меня был ещё запал ходить в НМУ, потом уже нет.
Но на третьем курсе состав преподов на нашем факультете оказался очень плохим, да и сам я себя не смог застроить учиться нормально. Так что решил перевестись на другой факультет ФОПФ, в группу физики элементарных частиц, которая на физтехе считалась самой сильной. И так, похоже, и было.
Если в мифи в группе я был топ-1, на ФНТИ я был типа среди топ-3 или может топ-5 студентов.
А на ФОПФе из 7 человек в группе я был боттом-1. И это был самый лучший опыт в моей жизни. Потому что с одногруппниками реально хотелось общаться и тянуться за ними. Ну и корону удалось снять :)
Увы, за полтора года в этой группе я понял, что я слишком тупой для этой области и поэтому бросил физику. :-)
Позднее моя одногруппница, умнейший человек, которого я знаю, уехала в аспирантуру в Центр перспективных исследований в Принстоне, в лабу к Эдварду Виттену (нобелевский лауреат за теорию струн). Защитилась и ушла из науки, сказав, что она слишком тупая для этого. 😢 Рекурсия =\
Если честно, я не особо хотел вообще идти в магистратуру. К концу 4-го курса я уже думал, что знаю достаточно, чтобы заниматься делом (так и было; среди курсов была уже какая-то узкоспециальная жесть, бесполезная за пределами сферы).
Но мне подвернулась реклама ШАДа, а к этому моменту у меня уже по личным причинам вернулся интерес к computer science (возлюбленная занималась алгоритмическим программированием, и когда она со мной рассталась, я на желании что-то там ей доказать, заботал 1000-страничный учебник Кормена). Так что я подался туда.
А параллельно на меня, как на программиста на относительно экзотичном языке ruby, вышел знакомый по летней школе и позвал доделывать сайт одного проекта лаборатории. Чисто программистская задача. Но я тусил в лабе и в какой-то момент втянулся уже в научные задачи. Так я чисто случайно попал в биоинформатику.
Я параллельно учился, писал сайт «интернет-магазина» в качестве подработки и работал в лабе. В итоге очень плохо закончил магистратуру: с плохим дипломом и незакрытым одним из курсов ШАДа. Но уже с научными результатами и более-менее въехав в новую область. Я, кажется, после первого года магистратуры искал опции бросить вуз и пойти сразу в аспирантуру; но РАН почему-то после бакалавриата людей не берёт.
Потом я много лет работал только в биоинформатике. Но стало понятно, что из меня хороший инженер от науки, но так себе учёный: нет чутья о том, в какую сторону было бы перспективно копать. Кроме того, было очень много рутины. А ещё очень длинный цикл от начала работы до получения результата; мне тяжело поддерживать в себе настрой по несколько лет. В итоге, когда статья выходит, ты уже не можешь порадоваться за результат, а иногда и не помнишь, что в ней вообще делал. И в то же время развиваться с точки зрения инженерной сложно, потому что в лабе ты всё делаешь сам. С одной стороны, научаешься много чему, но с другой стороны, тебе не у кого учиться, чисто техническую сторону не с кем даже обсудить. Да и вообще людей, с кем общаешься, очень мало.
В общем, я уже некоторое время думал уходить куда-нибудь. Либо в программисты (чтобы развиваться инженерно), либо в физики (вернуться в «настоящую науку»(tm)), либо вовсе своё дело открывать. Ещё есть отдельный путь, по которому мне давно хочется сходить — инженерия на заводе, чтобы пощупать, как реальный мир устроен и поработать руками, например, с электроникой. Но в целом я часто чувствую, что потерял интерес к одной области и потому надо добрать другой.
Но… я всё ещё время от времени делаю что-то в лаборатории. Наука не отпускает. :-D
В итоге я приехал с летней школы, меня на входе в квартиру поймала сестра и сказала, что её Наташа Нетрусова зовёт преподавать, но она не хочет, а вот я могу. Через неделю или две я впервые пришёл преподавать в школу (на летних школах я, правда, периодически преподавал с 1-го курса, и это мне по прежнему нравится).
И школа после науки — это счастье: ты видишь результат своей работы не через 3 года, а через 40 минут. И всё время находишься в коммуникации с людьми. У нас лаба вычислительная и многие работали на удалёнке.
К моменту ковида я уже 7 лет работал на удалёнке. Но если раньше мы хоть раз в пару недель собирались на очные семинары и ездили на конференции, то в ковид перестали — и мне окончательно перестало нравиться заниматься наукой.
Я для себя потом сформулировал, что я люблю не просто «делать что-то», а «делать что-то, с кем-то, для кого-то». И без социальной составляющей я окончательно перестал получить от работы важный ресурс, который лично мне был необходим.
В плюс к этому школа помогала мне дисциплинировать себя. Я терпеть не могу бесполезную дисциплину, но когда у тебя есть чёткое расписание, гораздо меньше сил уходит на самоорганизацию. Особенно когда у тебя нет опции «прогулять».
Параллельно я порой подрабатывал преподаванием (но это и близко не так классно, как в школе) и делал курсы (это эмоционально ещё хуже, зато есть большой импакт).
Я несколько раз порывался уйти из школы (в какой-то момент она из хобби превратилась в работу, и мне с этим было уже и идеологически, и логистически не ок). А после окончательного ухода школы Паша Воронин меня позвал делать Яндекс.Тьютора. Мне показалось, что это классный опыт: поработать в корпорации, причём делать образовательный проект на широкую аудиторию, т.е. с импактом. И у меня была надежда, что я там поучусь ещё машинное обучение делать, работать со сложной инфраструктурой. Но с этим всем не сложилось.
Так что сейчас я на очередном перепутье: выгорел от очередной работы, и уже несколько недель не могу заниматься на работе тем, чем должен, и вместо этого делаю только то, что мне интересно. Энивей, я решил уходить из яндекса, т.к. понял, что корпоративный мир не мэтчится ни с моими подходом к работе, ни с моими ценностями.
И вот сейчас опять перепридумываю, кто я и чем планирую заниматься. То ли образованием, то ли дата-аналитикой, то ли программированием, то ли бизнесом. В общем, ничего непонятно, но очень интересно.
Что я из всякого такого опыта извлёк.
- Менять траекторию ок. Возвращаться к старому треку тоже ок. Никакие решения не обязаны быть окончательными. Особенно, если не сжигать мосты.
Меня порой тошнит от биоинформатики. А потом мне бывшие коллеги рассказывают какую-нибудь новую задачку и я, как в былые годы, с горящими глазами сажусь её решать. - Я никогда не думаю про старые интересы, как про потерянное время. При переходе из сферы в сферу, опыт никуда не девается, и может порой давать очень неожиданную пользу. А даже если нет, это какое-то время было тебе интересно — и этого мне уже достаточно.
Благодаря этому мне легко переключаться с одних интересов на другие и заново наполнять жизнь. - С бывшей супругой, Ксюшей, мы обсуждали (schroedinger_jokes@399) две разные стратегии: «заниматься тем, что любишь» и «любить то, чем занимаешься». Мне вторая стратегия нравится больше, но идеально их балансировать.
- Надо искать, что тебя драйвит и не идёт вразрез с твоими ценностями.
- Стоит изучать себя: что для тебя является важными ресурсами, которые ты хочешь получать (возможность погрузиться в тему, новизна опыта, коммуникация с крутыми коллегами, общественное признание, work-life balance, рубли и сотня других
валютвещей). Полезно не класть все яйца в одну корзину и набирать ресурс по разным источникам: работа-семья-друзья-путешествия-итд. - Заниматься несколькими областями одновременно очень притягательно (в том числе потому что позволяет прикрыть разные типы потребностей и интересов). Но это несёт много сложностей.
Скажем, совмещать школу с чем угодно кроме науки или «бизнеса» я не смог бы, потому что даже на четырёхдневку, не говоря уж про трёхдневку, работодатели людей не берут. Да и тяжело бывает переключаться между задачами: то ты закопался в науку и дела в школе ушли в тень. То наоборот.
Кто-то, наверное, чувствует от такого себя везде своим, я же наоборот чувствую себя везде чужим. И самозванцем, конечно. - Если ходить из области в область, у тебя тоже есть риск наткнуться на синдром самозванца. И с этим надо будет как-то работать. Я вот совершенно иррационально до сих пор извиняюсь, когда говорю что-то про биоинформатику, «ведь я слабо разбираюсь в области».
- Ещё, когда ты распыляешься, ты меньше можешь сделать в какой-то одной области. Часть дел, которые ты начинал останутся недоведёнными до конца. У нас с Ксюшей тоже были разные стратегии. Она пыталась из всего материала, что у неё есть, важать максимум: довести все свои проекты до конца, потому что в них уже вложено много сил. Я же предпочитаю в какой-то момент to cut the losses и просто бросить проект, который не идёт. Несмотря на вложенные усилия, часто большие. У меня просто слишком много интересов или проектов, чтобы суметь выполнить все. Но, как и в первой дилемме, работают оба подхода, а лучше всего работает баланс.