Предпосылки идеи: мне хочется преподавать в том числе не слишком прикладное, а просто интересное и не хочется просто вести стандартные курсы. И у меня много междисциплинарных знаний, менторского опыта и идей о преподавании, которые хочется протестировать, а потом масштабировать (так, чтобы в идеале продукт не требовал моего участия).

Мне кажется, это можно делать в формате лаборатории, обкатывающей новые образовательные практики. Зарабатывать на учебных курсах и, возможно, брать гранты от педагогического сообщества.

Продукт сложный, поскольку мне надо как-то продать (а) преподавание нестандартными методиками, (б) темы, где градус фундаментальности сильно больше необходимого минимума.

Плюсы/минусы для студента:
(-) Программа не обкатана (на самом деле на первых потоках она ни у кого даже не написана)
(-) Материалов может не быть
(-/+) Многие курсы не будут нацелены на наиболее простой путь к трудоустройству/получению скилла (но дают другой опыт)
(+) Большая гибкость и внимание к деталям

Мне кажется, главное, что мы можем продавать в таком формате — эксклюзивность. Ну и веру в идею (очевидно, нужно публиковать whitepaper-ы с описанием и обоснованием методики).

Продукты, которые можно продавать

  • Выстраивание индивидуальных учебных траекторий (на базе MOOC).
    Вопросы:
    • как быстро эту область убьёт ИИ? Кажется, что она уже почти автоматизируема, но далеко не факт, что клиенты в состоянии проделать эту работу с ИИ самостоятельно
    • готов ли человек, планирующий заниматься в значительной степени по бесплатным курсам, платить за подготовку?
    • где найти экспертов в разных сферах?
    • вероятно, довольно часто будет запрос подготовить к определённой вакансии; если так, то надо найти рекрутера в команду
    • есть ли у людей вообще запрос на какое-то образование, отличное от «по-быстрому войти в айти»
  • Доп.продукт: создание образовательной среды на базе чужих MOOC: создание учебного комьюнити, проведение семинаров, общий репозиторий учебных материалов, …
    Эту область ИИ не убьёт, но остальные вопросы те же, плюс:
    • надо изучить юридические права на использование курсов
    • надо понять, как индивидуальные учебные планы стыкуются с созданием коммьюнити
    • несколько разных MOOC в одной сфере (но не обязательно идентичные) и примерно одного уровня, которые студенты смотрят и делают доклады друг для друга
  • Курс “Learning How to Learn (LHTL)”. Как сам по себе, так и интегрированный в другие курсы.
  • Курсы школьной программы для родителей (ребёнок бонусом в отдельном потоке) + LHTL + бондинг детей и родителей. Стоит посмотреть в сторону домашнего образования
  • Профориентационные курсы в IT.
    Я думаю про «карту» IT-специальностей, описывающую ландшафт области за пределами «бэкенд/фронтенд/тестировщик». Показывать неожиданные области, дорожки для переквалификации из одной специализации в другую итд, рассказать про риски от ИИ. Продавать эту карту стоит не студентам, а бизнесам, которые могут размещать свои вакансии на «карте».
  • Менторство школьной проектной деятельности
  • Разработка учебных курсов под ключ
    • Эту область, возможно, скоро убьёт ИИ. Но с другой стороны ИИ делает производство контента более дешёвым
  • Физическое моделирование
  • «Тестирование» как инструмент критического мышления. «Как это сломать»

Конкретные курсы

Есть конкретные курсы, которые умею читать я. Но не хотелось бы сильно закладываться на себя в плане преподавания.

  • Архитектура веба. Устройство интернета и веб-приложений
  • Обучение статистике на базе програмирования
  • алгоритмы и структуры данных
  • программирование
  • математика

Последовательные преобразования по математике

Учимся гуглить и пользоваться нейросетками

Клиенты и стейкхолдеры

Кто вообще наши потенциальные клиенты?

  • дошкольники
  • школьники топовых школ
  • школьники средних и плохих школ
  • студенты топовых вузов
    • реалистично: студенты-девочки
  • студенты средних и плохих вузов (тоже девочки)
  • люди в поиске работы
    • полная (пере)подготовка
    • доучивание небольших доп.навыков
  • люди в подвешенном состоянии (декрет, мб пенсия)
    • женщины в декрете
    • (?) люди на пенсии
  • работающие люди
  • преподаватели
  • методисты
  • авторы курсов
  • руководство учебных заведений
  • работодатели (найм)
  • работодатели (внутреннее обучение)

Боли клиентов

Какие проблемы (боли) есть у людей, которые мы могли бы закрыть. Какие есть альтернативные пути закрытия проблем

Про боли клиентов я пока вижу такую: материалов много, а учиться не выходит. Причём эта боль есть и у индивидов, и у вузов, которые не могут сделать хорошие учебные программы, несмотря на существование курсеры

«Не хочу долго учиться, хочу просто получить результат, но научи меня этот результат получать устойчиво». Done-with-you — Это, кстати, ниша с высокими возможностями апсейла.

Образование через 10 лет

Сестра, [11.08.2025 01:41]

Но я все ещё не до конца понимаю чем будет учеба через 10 лет. Что будет значить эффективно учиться? и тд… В этой неопределенности мне лично тяжело

Откуда вопрос. Почти всегда “эффективно обучиться” приравнивалось к “мочь решать задачи по теме”
Мне очевидно что второе теперь не требует первого. Да там есть проблемы с качеством и тд и тп. Но там и технологии развиваются

тогда какой запрос мира закрывает обучение теперь?

ну вот главный навык, нужный для вайбкодинга — чётко понимать задачу. Мне очевидно, что большая часть людей не понимает, чего хочет от продукта, и едва ли технологии им в этом помогут. И это не только кода касается, конечно

+архитектура систем

я думаю, что специалист — человек, который понимает, как работает процесс, способен увидеть, когда он ломается, и может понять, как его чинить

учеба в эпоху ИИ

peer-to-peer learning (школа 42)

откуда деньги

классика
экзотические варианты: процент с зарплаты после курса
эндаумент


Сестра, [11.08.2025 01:12]
Пообщайся с теми кто твоя ЦА. Почему они хотят учиться? Кто те люди которые хотят учиться неприкладному? Кто те люди, которые выдают гранты? кто нанимает? На что они смотрят

Сестра, [11.08.2025 01:12]
Опираться надо на факты. В идеальном мире ты делаешь продукт и он настолько прекрасен что все его хотят. В реальном мире люди нерациональны в принятии решений

Сестра, [11.08.2025 01:13]
Начав с ними общаться сейчас, вы заимеете партнеров, которые будут о вас знать и может даже будут считать что ваш бизнес персонально под них. и это хороший вариант стартовать имея финансирование

Сестра, [11.08.2025 01:14]
Попробуй начать с проблем, а не с идей

Сестра, [11.08.2025 01:15]
Очень сложно продать крутой продукт, если он закрывает ту проблему, которую проблемой считаешь только ты или проблему которая не болит, а просто существует

Сестра, [11.08.2025 01:15]
узнав проблемы будет проще заточить исходную идею сразу в нужную сторону


———

Как масштабировать
Как делать групповой набор
Как выстраивать коммуникацию между участниками, и нужно ли, если это индивидуальный учебный план
Надо понять, как принимать/отсеивать студентов на курс (если это эксперимент, то у него должна быть чёткая оценка ЦА: где мы преподаём для топов, где для новичков итд)


Мб стоит пообщаться с Денисом Решетовым про его слонокоины в образовании


Как разные индивидуальные планы смешивать в единой группе

Minerva school
School 42

Из разговора с Кариной. В области IT:

  • для бигтехов скорее нужно фундаментальное образование
  • для IT в приложении к другим областям скорее прикладное