О компасах в городской навигации

Почему городские карты нужно ориентировать на север, а не по направлению движения

(см. также Карты должны быть ориентированы на север)

Есть два популярных способа использовать карту: ориентировать её наверх севером или повернуть по ходу движения. Мне в разные моменты бывает удобно по-разному. Но чего я не могу понять, так это городские стеллы с картами ориентированными по ходу движения.

Эта мода пошла, видимо, из автомобильных навигаторов, в которых карты повёрнута всегда по ходу движения, но дизайнеры переложили привычный интерфейс, вообще не подумав о специфике использования.

Основная задача карты: проложить путь до пункта назначения. И действительно, многим проще понять путь, повернув карту правильным образом. Вот только шагом ранее человек должен найти этот пункт назначения на карте. В навигаторе конечная точка заранее отыскана через поисковый запрос и зафиксирована на протяжении всего пути.

А когда вы подходите к карте повешенной в городе, вы изначально не знаете, где нужный вам объект на карте. И найти его на такой карте оказывается сложнее, чем на карте стандартно ориентированной севером наверх. Даже в знакомом районе мне бывает сложно, в итоге я кручу головой, чтобы ориентировать карту обратно, севером кверху.

Основной режим пользования городской навигацией — гибридный. Ты сначала посмотрел на полноценную карту (зачастую на компе или в смартфоне), нашёл точку, выяснил, на какой станции метро тебе выйти, и только на конечном участке пути тебе нужна локальная карта окрестности метро. К этому моменту ты уже помнишь ориентиры на нормальной карте — и тут этот дизайн их ломает.

Классическая ориентация карты на север будет хотя бы консистентна на всех картах, что встретятся на вашем пути (начиная с карты города внутри вашей головы), и вам не придётся проводить поиск всякий раз заново.


Опрос

А вам какие карты в системе городской навигации больше нравятся?
— ориентированные на север
— ориентированные по ходу движения
— никакие: я не пользуюсь городской навигацией
— посмотреть результаты


Напольные компасы для навигации в переходах

(см. также Наполная навигация)

Наверное одна из лучших реформ московской навигации — нумерация выходов из метро. Это сильно упрощает планирование и поиск выхода.

Но помогает это в подземке не всегда. Во-первых, иногда вы не знаете нужный вам номер выхода. А во-вторых, так пронумерованы только выходы из метро, но не подземные переходы.

В сильно разветвлённых переходах всё равно немудрено сбиться даже если хорошо ориентируешься в городе (а я ориентируюсь неплохо).
Карты на стене в таком случае не особо хорошо помогают, поскольку ты зачастую не понимаешь, где находишься в рамках перехода.

Для упрощения ориентирования можно было бы на полу рисовать схему перехода и помечать на этой схеме точку, где ты находишься. Но это дорого, потому что для каждого перехода придётся разрабатывать свою схему.

Есть альтернативный способ навигации. Чтобы понимать, куда идти, нам не всегда требуется знать, где мы находимся.

Допустим, я понимаю, что мне нужно выйти на юго-западную сторону перехода (а с такой детализацией свой путь я почти всегда помню после первого же взгляда на карту). Тогда в переходе обычно мне будет достаточно взять азимут на юго-западное направление.

Как обеспечить такую навигацию? Рисовать или наклеивать на пол правильно ориентированный компас на всех стратегически важны точках (выходы с лестниц, из дверей метро, на разветвлениях перехода, поворотах).

Идея очень дешёвая: компас достаточно отрисовать единожды и сделать трафарет.
Можно попробовать реализовать эту затею партизанским тактическим урбанизмом. Одну и ту же картинку легко проштамповать хоть в тысячах экземпляров. От расклейщиков потребуется только правильно их расположить.

Похожий опыт уже есть: в Стокгольме на полу станций метро (правда не в переходах) рисуют стрелку компаса, чтобы понимать, в какую сторону поезд едет, и куда идти по платформе.
Зная направление веток метро, с этим можно справиться и без вспомогательной навигации, но она всё равно поможет.

Про идею такой напольной навигации компасов я несколько лет назад писал в московский метрополитен, когда у них был конкурс идей по улучшению навигации, но к сожалению, не получил вообще никакого ответа.

У меня ещё была красивая идея с расходящейся двуцветной раскраской торцов ступеней на Курской, чтобы чётче подчеркнуть разделение выходов к вокзалу и на улицу Казакова, но её постигла та же участь.

Кажется, подбить кого-нибудь на самовольное улучшение города — более реалистичный план, чем пинать чиновников. В конце концов, станцию Физтех, которую в 1996-м году студенты пририсовали к карте метро, спустя ещё 27 лет таки построили…