(←) предыдущая запись ; следующая запись (→)

Мне кажется, тот же способ выстраивания нарратива часто используют стендап-комики, которые выносят на сцену материал из собственной жизни. Стендап становится способом перепридумать свою жизнь.

Рассказчик всегда выделяет из действительности лишь небольшую горстку фактов и строит драматургию вокруг них. Всё то пространство, что не забито фактами, может быть заполнено чем угодно. И это не будет ложью.

Вот я/мы делаю ремонт. Факт? Факт. А почему я его делаю? Есть ответ, который напрашивается сам собой: потому что мне хотелось сделать квартиру красивее. И конечно это правда.
Загадка раскрыта? Нууу…

Помните детские картинки, которые нужно рисовать, соединяя пронумерованные точки? Можно думать, что эти точки определяют рисунок. Но это не совсем правда, ведь я могу соединять эти точки не прямыми отрезками. Могу рисовать отрезки разным цветами или раскрашивать внутренние области, могу дорисовывать любые детали, которые не противоречат схеме. Могу вообще пропускать точки с чётными номерами: это вполне логичный способ рисовать по точкам.

Так и с ремонтом. Есть ещё много объяснительных схем, которые описывают те же факты совсем по-другому. Итак, почему я делаю ремонт?
— Потому что хотел освоить новую профессию.
— Потому что мне хотелось поддержать Л. в её желании делать ремонт.
— Потому что дерево уже посадил, значит и дом пора строить.
— Потому что петербуржские болота настолько богаты гипсокартоном, что ремонты здесь самозарождаются.
— Потому что это был наш способ социализации в новом доме.
— Потому что ожидал найти сокровища, вмурованные в стены.
— Потому что хотел прорубить окно в аудиторию ВШЭ с которой наш дом соприкасается.
— Потому что у меня были иллюзии о том, насколько это просто.

Все эти объяснения правдивы. Даже то, которое про болото.

«Поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал на Луну, а тем, что не врет».

(3/5)