(←) предыдущая запись ; следующая запись (→)
размышления, образование, общественное
В этот раз я хочу поговорить, о мой подслушатель, о работе и сепарации.
Разговоры о научной эмиграции для меня начались не в 2022, а в 1990-е; мне тогда ещё не было ещё десяти.
«Надо ехать» было общим местом, потому что всем было очевидно, что в России перспектив у учёного нет.
Позднее оказалось, что перспектив нет во всём мире, но это уже совершенно другая история.
Рефреном ко всем таким дискуссиям звучали жалобы остающихся о том, как плохо, что все уезжают, ведь науку делать будет некому.
То, что учёные уезжают, казалось мне абсолютным злом для российской науки, пока я не услышал совершенно поразившую меня мысль:
Вообще нет проблемы в том, что учёные уезжают из России. Реальная проблема в том, что в Россию учёные не приезжают.
Для людей с другой академической культурой упрёк в том, что исследователи уезжают, звучит дико. Во многих странах прямо запрещено оставаться работать в родном университете. И более того, считается неправильным делать PhD в той же стране, где получил образование. (У этого есть свои проблемы, сейчас мы оставим их в стороне).
*
Кстати, программа «мегагрантов» в значительной степени занималась именно тем, чтобы зазывать в страну учёных, получивших опыт работы в других странах. Как бывших эмигрантов, так и иностранцев.*
Я видел разные стили работы, и мне очевидно, что каждому человеку тоже полезно посмотреть на разные стили, а не оставаться в своей альма-матер.
(1/n)