О смерти Сети


The Economist (номер за 19-25 июля) публикует такие статьи как «Искусственный интеллект убивает Интернет. Может ли что-нибудь его спасти?» и «Чтобы выжить в эпоху ИИ, Интернету нужна новая бизнес-модель».
Что пишут?
Искусственный интеллект, стремительно развиваясь, ставит под угрозу само существование интернета в его нынешнем виде. Говорят о возможной «смерти Сети», предрекая, что уже к 2025 году значительная часть контента, например, 60% информации Google, будет создана не человеком, а алгоритмами.
Основная причина этих опасений кроется в том, что интеллектуальные помощники, или чат-боты, активно замещают традиционные поисковые системы. Люди все чаще обращаются к ним напрямую, чтобы найти информацию, как, например, к чат-боту OpenAI, который используется более 800 миллионов раз в день. Крупнейшие технологические компании, включая Apple, Google и Microsoft, также активно развивают своих разговорных ботов.
Использование Интернета трудно измерить, но, по некоторым оценкам, ежемесячный трафик с поисковых систем за последний год сократился на 15%. Некоторые из самых громких жалоб поступили от средств массовой информации. За последний год сайты, посвященные науке и образованию, потеряли десятую часть своих посетителей. Количество справочных сайтов сократилось на 15%, а сайтов о здоровье — на 31%. Поразительно, но люди стали доверять свое здоровье ИИ и искать ответы у него!
Некоторые громкие имена уже в ужасе: рейтинг сайта Tripadvisor, который рекомендует лучшие отели или пляжи, снизился на треть; рейтинг WebMD, который успокаивает (или настораживает) бедных, сократился вдвое.
Стоимость этого очевидна. Человеческий трафик, который монетизируется с помощью рекламы, является экономическим источником большей части Интернета. Постоянный поток трафика также необходим для создания онлайн-сообществ. Википедия, число посетителей которой за последний год сократилось на 8% по одному показателю, предупреждает, что резюме с использованием искусственного интеллекта без указания авторства могут отпугнуть людей от участия в проекте. Stack Overflow, сообщество программистов, посещаемость которого сократилась более чем вдвое, сообщает, что в его чатах задают меньше вопросов. Ранее в этом году цена акций еще одного гигантского форума Reddit упала вдвое из-за опасений по поводу проблем с поисковыми запросами.
Новостные издания готовятся к эпохе «нулевого Google» — они переходят на рассылки и мобильные приложения, чтобы добраться до читателей, которые больше не приходят к ним через поисковик. Также они переходят на платные подписки или организуют живые мероприятия. Аудио и видео контент также оказался сложнее для ИИ-движков — его труднее обобщать с юридической и технической точки зрения, чем обычный текст. По данным Similarweb, сайт, на который поисковые системы с ИИ чаще всего пока еще направляют пользователей — это YouTube, и с большим отрывом от остальных.
Однако ключевая проблема заключается в том, что эти системы искусственного интеллекта обучаются на огромных объемах контента, созданного людьми, но при этом не предоставляют никакой компенсации его авторам. Это приводит к резкому сокращению доходов у издателей и создателей контента, что, в свою очередь, может привести к тому, что качественный материал просто перестанет создаваться. У людей нет стимула создавать хоть что-то в Сети. Если Сеть наполнится некачественным и недостоверным контентом от ИИ в огромных количествах, она может стать непригодной для использования, что описывается как «трагедия общих ресурсов». Если этот процесс не остановить, одно из величайших достижений человечества может быть серьезно подорвано. Трагедия Интернета станет трагедией для всех.
Чтобы избежать такого сценария, интернет нуждается в совершенно новой «бизнес-модели». Обсуждаются идеи, при которых компании, использующие искусственный интеллект, могли бы платить создателям контента за использование их данных – своего рода плата за сканирование или за каждый запрос.

Однако реализация таких сложных систем сталкивается с огромными трудностями из-за колоссального объема информации и многочисленности авторов. При этом компании уже получают внушительную прибыль от инвестиций в ИИ. ИИ применяется в обслуживании клиентов (чат-боты), генерации маркетингового контента и анализе данных.
Таким образом, искусственный интеллект — это не просто технологическое новшество; это мощная сила, которая полностью перекраивает цифровое пространство и экономику интернета. Если мы не найдем способ справедливо вознаграждать тех, кто создает ценный контент, то рискуем превратить мировую информационную паутину из плодородного сада знаний в выжженную пустыню, где будет невозможно отличить истину от вымысла.