<…>Примерно в то же время, когда началось активное развитие массового интернета, на рубеже 90-х годов прошлого века, в среде военных исследователей возникла концепция VUCA-мира (Volatility — нестабильность, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность), отражавшая все большую волатильность и сложность окружающего мира, которая в 2020-е во многом под влиянием пандемии трансформировалась в концепцию BANI-мира, еще более хрупкого, непознаваемого и непрогнозируемого. Эти концепции быстро вошли в обиход и бизнес-стратегов, и психологов.
Материал по теме: От «лебедей» до BANI: как подготовиться к неприятному миру и функционировать в нем.
Психологии есть что предложить для адаптации к жизни в сегодняшнем и завтрашнем BANI-мире, и некоторыми советами могут воспользоваться не только профессионалы, но и любой взрослый, обучающий или воспитывающий молодежь. Неопределенность, изменчивость и непонятность происходящего вызывает универсальную реакцию человека — стресс. Он был хорошо изучен еще в прошлом веке, основоположником теории стресса был канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982).
Исследования Селье и его последователей доказали два важных утверждения. Во-первых, стресс является универсальным адаптационным синдромом, неспецифической реакцией организма на внешние стимулы. Во-вторых, вопреки расхожим представлениям, стресс — это не обязательно плохо. Селье разделил стресс на два типа: дистресс (негативный и разрушительный) и эустресс (положительный, мобилизующий). Связь адаптационных возможностей организма с уровнем стресса оказалась не монотонной, описывающая ее кривая имеет форму колокола. При низких уровнях стресса адаптационные механизмы почти не работают, по мере увеличения стресса они достигают максимума (это и есть состояние эустресса), но при дальнейшем нарастании стресса адаптация проваливается (наступает дистресс). Здесь следует обратить внимание на то, что и полное отсутствие стресса не так благостно, как кажется: в этом случае адаптации не происходит, и позитивный опыт преодоления не будет интегрирован, что, в свою очередь, приводит к накоплению деструктивного опыта и деструктивных же способов справляться со стрессом.
К счастью, в нас встроена великолепная когнитивная и мотивационная система, называемая любопытством. Это врожденное качество, но его можно развивать и у себя, и у детей (а еще, увы, его можно заглушить). Любопытство переводит психику из режима безразличия или, наоборот, режима «опасность» в режим «исследование» — в результате достигается эустресс, максимально благоприятный для адаптации уровень продуктивного стресса.
Материал по теме: Вопросительное мышление: как выжить в эпоху искусственного интеллекта.
Таким образом, оказывается, что развитие любопытства и его сохранение на протяжении всей жизни, даже просто постоянное желание и умение задавать вопросы, поддерживает на максимальном уровне способности к адаптации (а в качестве бонуса позволяет эффективнее строить коммуникацию с ИИ). Именно развитые благодаря любопытству адаптационные способности, а не узкие профессиональные навыки, определяют качество жизни и всевозможные успехи в BANI мире — в будущем наших детей, полном тревог, непредсказуемых поворотов и непонятной новизны.