Мировой кризис высшего образования
Аналитики Goldman Sachs лишний раз подчеркнули (https://fortune.com/2025/07/14/how-easy-to-find-job-college-graduate-safety-premium-gen-z/) тезис о том, что высшее образование более не выступает очевидным преимуществом, а корочки теряют ценность.
Пока Минобрнауки в Сенеже собирают (https://t.me/sociocentre/6901) пути нормативного перезакрепления теряющей актуальность “новой” модели, на деле лишь растягивая сроки подготовки и изобретая некое подобие фундаментального ядра, в мире разгоняются разработки того, как всё-таки добиваться лидерства через образование, местами даже размывая границы между средним и высшим.
• «Cultural toolkits» (https://www.astralcodexten.com/p/your-book-review-the-educated-mind) Эгана.
Вместо “компромиссного” подхода строить учебную программу на развитии разных когнитивных инструментов, выстроенных последовательно и культурно обусловлено.
• «Core notions» (https://www.frontiersin.org/journals/education/articles/10.3389/feduc.2023.1215510/full) в Frontiers in Education.
Фундаментальные когнитивные конструкты, которые развиваются иерархично. Эдакий радикальный нейроконструктивизм.
• «Life-Affirming and Spiritually Conscious Orientation» (https://www.mdpi.com/2078-1547/16/1/6) в MDPI.
Призывают университеты выйти за рамки материалистических и редукционистских парадигм, ввести интеграцию нерегулярного знания, духовных и экосистемных мировоззрений, и пересмотреть саму цель академии: от производства контента к развитию осознанности, системного понимания и интегрального знания.
• Thammasat University (https://qs-gen.com/thammasat-launches-new-education-strategy/) в Тайланде
Пересмотр учебной логики: объединены факультеты, введён общий ядровой curriculum, междисциплинарные цели, обучение на основе результатов (OBE), обязательный модуль «Этика ИИ», полное включение soft+hard skills и experiential learning. Переход предполагается завершить к 2027 году - это попытка создать целостное студенто‑ориентированное ядро с глобальным смыслом обучения.
• Digital Education Action Plan (https://gazett.eu/europes-education-reform-2025-can-it-compete-globally/) в ЕС
Задача фундаментального сдвига: грамотность цифровых и AI-инструментов, замену традиционного диплома на цифровые кредиты и микро-сертификаты, внедрение данных, VR, блокчейн и интерактивных моделей оценки - всё это пересматривает саму структуру модели образования.
• Arizona State и SNHU (https://www.ecampusnews.com/campus-leadership/2025/06/02/its-time-to-rethink-the-foundations-of-higher-education/)
Создают модульные, стековые программы и self‑paced траектории с фундаментальной заменой моделей часов на владение знаниями.
• Александр Эванс из LSE (https://www.ft.com/content/3377835c-3914-4389-9486-9fa3fdc9f864) и многие другие
Выступают за двухлетние программы бакалавриата. За счёт пересборки дидактики и содержания развитие мультидисциплинарных многоэтапных уровней образования.
• (ну а чего бы не включить в список) ВЛП в своём цикле (https://t.me/vuz_arbuz/285) о когнитивных ядрах.
• (а вдруг там что родится) «Обнинская модель» (https://t.me/vuz_arbuz/326) от МИФИ.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что вышеупомянутые рассуждения и теории верны или имеют вообще право на жизнь. Как минимум идёт дискуссия, идут реальные исследования, идут рассуждения. Не постановочные «обсудили с профессиональном сообществом, утвердив предложенное на слайдах», а споры, критика, ответы, возбуждение нейронных связей в поисках решений, которые выведут на лидерство с минимальными насколько это возможно травмами для устоявшегося.
Тут как с ИИ. “Победит” не тот, кто первый достигнет AGI, а кто быстрее сможет внедрить машинную алгоритмику в реальность: в меру широко и объективно.