Ilya Vorontsov, [25.08.2025 14:12]
«Синергия» (вуз) не может дать внятный ответ на вопрос, что завтра потеряет страна и ключевые акторы сферы, если завтра их университет перестанет существовать
(из Telegram vuz_arbuz/341)
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 11:46]
образование: быть в тренде (курс по блокчейну, AI и другим новейшим штукам)
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 11:57]
обучение на мобильном устройстве: в метро итп, микроформаты
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 11:59]
курс не про то, как проходить собеседования, а про то, как устроен рынок труда
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 13:04]
Какую пользу получит человек от курса? А от прохождения 10% курса
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 13:04]
Группа обсуждения того, что было на крайних занятиях курса как поддержка ретеншна на курсе
И одновременно это педагогическая практика
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 13:40]
Непрерывное обучение
lifelong learning
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 13:44]
Как учатся люди типа меня, которые не дочитывают книг итп
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 13:45]
Как разговаривать о книгах, которые не читали
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 13:50]
Барбара Оакли. Думай как математик.
Иллюзия усвоения информации, возникающая от многократного перечитывания
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 13:57]
Необходимость пробовать и отсутствие боязни совершать ошибки и перепроверять себя
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 14:21]
Способность переключать внимание с одного предмета на другой при учёбе
Предпросмотр содержания главы для настройки на неё и создания зацепок для фокусировки на материале
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 16:41]
Заниматься предметом без подготовки через лекции-учителей-итп ведёт к тому, что мысли просто бегают не там
Представление о том, какие мысли в принципе могут вас привести к решению
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 16:42]
Сфокусированное (для обдумывания) и рассеянное (для генерации идей, в т.ч. идей решения) внимание
(сюда же мысли о продуктивной скуке)
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 17:40]
Непонимание - необходимая часть процесса обучения
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 17:57]
Возможно не надо конспектировать сразу, а стоит сделать лишь короткую пометку про мысли, которые возникли в процессе, а в целом надо дождаться конца главы и попытаться вспомнить и сформулировать главные мысли после прочтения
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 18:52]
Как относиться к ситуации, когда читаешь/слушаешь книгу, и у тебя внимание уплывает.
Я часто возвращаюсь по много раз. Но реально это рассеянное внимание, которое я пытаюсь сфокусировать
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 18:54]
Расфокус от 4 часов до одного дня
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 18:56]
Следить за эмоциями, они дают сигнал, когда стоит прерваться на перерыв в решении задачи
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 19:00]
Иногда +1 попытка это плюс само по себе (как со статистикой)
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 19:05]
Много объектов нельзя удержать в памяти, но сложные понятия комбинируются в единый термин. См. также гипотезу сепира-уорфа и математику
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 20:45]
Поработать над задачей, переключиться на другую, вернуться. Чем это отличается от прокрастинации
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 20:58]
Ложусь спать с блокнотом и ручкой
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 21:06]
Право спорить и не соглашаться как важный для креативности/творчества элемент
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 21:25]
Почему дети выучивают язык? И делают ли они это, если не говорят лично с ними, подстраиваясь под них
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 21:33]
Термин должен обрастать связями, потому его стоит упоминать в разных контекстах, но более-менее известных
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 21:41]
Самостоятельная работа: прямо на уроке все берём ручки и делаем задание, не отвлекаясь (это способ создать пространство без отвлечений)
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 21:42]
Надо учить людей учиться при наличии отвлекающих факторов (соцсетей итп)
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 21:43]
Проверять себя не сразу после, а через небольшое время, когда механическая память всё
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 21:48]
Учёба на лекции с презентацией или без
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 21:58]
История про то, что в математике есть много разных путей, и они все корректны. И надо давать понимание, что когда мы идём одним путём, это не потому что другие неправильны, а потому что они ведут нас к другим результатам, тоже корректным, но другим. Или ведут к тем же, но не так эффективно (что тоже ок)
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 22:00]
Если понимание разного уровня для разных целей: для чтения, для проверки (рецензирования), для самостоятельной работы
Иллюзия компетентности: ситуация, когда человек прочитал решение и думает, что раз так, он его может и воспроизвести
Ilya Vorontsov, [26.08.2025 22:09]
Тренировка интуиции, виденье закономерностей, случайное комбинирование “порций” идей
Бумажные / электронные книги, какие плюсы и минусы дают для обучения
Конечная цель курса помимо основной: обнаружить, какие способы помогают эффективно учиться лично тебе
Ilya Vorontsov, [27.08.2025 13:44]
Перечитывание конспекта малоэффективно
Слишком много подчёркивания сразу по прочтении малоэффективно
Конспектировпние диаграмм/блок-схем не помогает на этапе первоначального накопления знаний
А вот вспоминание из головы (без учебника, поисковика, конспекта) работает отлично. В частности, обучение преподаванием работает поэтому
полезно повторять материал не за учебным столом, а в необычной обстановке, чтобы не было слишком жёсткой связи между материалом и контекстом
Пробовать решать задачи разными способами, чтобы научиться выбирать подходящий способ
Спрашивать себя “как я пойму, что моя задача такого типа”?
Избыточное обучение (когда вы практикуете то, что уже хорошо умеете) неполезно. Интерливинг, т.е. чередование типов заданий (перекючение режимов мышления) — полезен с точки зрения количества усвоенной информации за единицу времени. Да и меньше копирования решений от решения кучи одинаковых задач
От руки писать эффективнее, чем на компе
Ilya Vorontsov, [27.08.2025 15:00]
К задаче стоит относится не как к чему-то, что нужно решить здесь и сейчас, а как к подготовке к дальнейшему
Ilya Vorontsov, [27.08.2025 15:10]
Перевёрнутый класс работает потому же, почему работают Зацепки, рождающиеся в процессе предварительного просмотра глав.
Ilya Vorontsov, [27.08.2025 15:11]
Задание стоит читать перед лекциями, но не решать сразу
Ilya Vorontsov, [27.08.2025 15:13]
Ручки разных цветов
Ilya Vorontsov, [27.08.2025 15:13]
Мышечная память (например, в программировании)
Ilya Vorontsov, [27.08.2025 18:05]
Метод Сократа (точно ли он в этом): докопаться так, чтобы опровергнуть гипотезу. Тестирование слабых мест.
См. также https://t.me/ikigai_path/70
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:27]
Образование vs дидактика
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:28]
Что такое lifelong learning
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:28]
Не отчаиваться в любой ситуации, даже, если исходно неудачно выбрал образование
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:33]
Обучение в практике (как альтернатива классическому обучению) в компании. Вариться в среде
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:33]
Курс как эффективный путь к знаниям против неэффективного самостоятельного обучения
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:34]
Профессия vs компетенция
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:36]
ЗУН - знания, умения, навыки (херня какая-то)
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:40]
Обучение с наставником/ментором
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:44]
Компьютерная грамотность
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:53]
Скорочтение vs медленное чтение
Бейт-мидраш
Ilya Vorontsov, [12.09.2025 13:55]
Развитие любознательности
Ilya Vorontsov, [13.09.2025 12:10]
Чем меньше знаешь, тем проще составить связный рассказ
Но в то же время лишние детали могут хотя и уменьшить правдоподобие, но увеличить когерентность
Про когерентность бы вообще побольше в контексте клубков мыслей, формирующих понятия, а также в контексте физической модели мира
Ilya Vorontsov, [13.09.2025 12:52]
Лица принимающие решения предпочитают действовать по протоколу, потому что любые нестандартные решения, оказавшиеся ошибочными, подвергнутся серьёзной критике
Ilya Vorontsov, [14.09.2025 22:42]
Любопытство. Стратегии Explore / exploit https://t.me/bitchylawyer/5254
Ilya Vorontsov, [14.09.2025 22:53]
Изучение правил настолок как опыт извлечения большого объёма информации в сжатое время.
Читаете ли вы сразу все? Как вы проверяете дырки в правилах?
… А сколько всего дети изучают про динозавров.
Ilya Vorontsov, [15.09.2025 00:46]
On the other hand, Reinking (1988) showed that there is no relation between the comprehension and
reading time. As Just et al. (1980) puts “There is no single mode of reading. Reading varies as a function of who
is reading, what they are reading, and why they are reading it.”
Kshitij Sharma, Patrick Jermann, Pierre Dillenbourg. How Students Learn using MOOCs: An Eye-tracking Insight.
Ilya Vorontsov, [15.09.2025 00:48]
для чего вы читаете. Точно ли вам нужно запомнить всё
Ilya Vorontsov, [15.09.2025 01:06]
чтение фейсбука — это обучение или нет? что вы можете из него почерпнуть и чего не можете? а что хотите почерпнуть? какой уровень достоверности вам нужен?
Ilya Vorontsov, [15.09.2025 01:06]
а для чего вам вообще образование?
для работы?
для интереса?
для того, чтобы блеснуть эрудицией? (поддержание статуса, поддержание отношений с френдами)
трата времени?
Ilya Vorontsov, [15.09.2025 01:08]
если уж у нас lifelong learning, то давайте не относиться к учёбе как к какой-то специальной деятельности. мы дышим, едим, ходим, учимся. Не перенапрягаясь, а просто в процессе жизнедеятельности